Правила выбора б/у ступиц для японского автомобиля
Безопасность управления автомобилем в значительной мере зависит от колесных ступиц, благодаря которым колеса вращаются и удерживаются на подвеске. В работе системы торможения эти узлы тоже принимают участие. Ступицы подвергаются значительным нагрузкам, особенно их подшипники, которые зачастую меняются только в сборе со ступицами. Почему ступицы выходят из строя и можно ли сэкономить при их замене?
Безопасность управления автомобилем в значительной мере зависит от колесных ступиц, благодаря которым колеса вращаются и удерживаются на подвеске. В работе системы торможения эти узлы тоже принимают участие. Ступицы подвергаются значительным нагрузкам, особенно их подшипники, которые зачастую меняются только в сборе со ступицами. Почему ступицы выходят из строя и можно ли сэкономить при их замене?
Виды и особенности ступиц
Ступицы у разных авто различаются:
- Конструкцией – бывают разборные и неразборные.
- Особенностями подшипника: по виду переносимой нагрузки подшипники подразделяются на радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные. Обычно ступичные подшипники бывают роликовыми, закрытого типа или разборными конусными. Шариковые подшипники со ступицами используются редко, у них небольшая площадь соприкосновения.
- Размерами самой ступицы и подшипника. От этого, в частности, зависит совместимость с колесными дисками.
- Особенностями крепления колеса – в одних моделях колесо удерживается болтами, которые входят в направляющие втулки, в других – шпильками, которые прикручиваются гайками. Различается также количество отверстий под крепеж.
- Размерами и конфигурацией посадочных мест.
Ступицы для одной модели авто подразделяются на левые и правые, задние и передние. Ступицы каждой марки и модели автомобиля имеют свои особенности, хотя встречаются взаимозаменяемые детали. Ступицам автомобилей определенного типа присущ ряд характерных особенностей:
- В заднеприводных моделях в основном используются ступицы с однорядными роликовыми подшипниками.
- В старых отечественных моделях ступицы передних колес часто комплектуются коническими роликовыми подшипниками.
- В современных авто с антиблокировочной системой ABS ступицы оснащаются посадочным гнездом для датчика скорости, а в подшипник устанавливается магнитная шайба. Такие ступицы являются полностью закрытыми, неразборными.
Причины и признаки неисправностей ступиц
Неисправность ступицы и подшипника проявляется рядом характерных признаков:
- монотонный низкочастотный гул при движении, более ярко выраженный при поворотах руля (если гул усиливается при повороте руля вправо, проблема в подшипнике левой передней ступицы, и наоборот);
- интенсивный и неравномерный износ резины покрышек;
- ощутимая вибрация, удары, передающиеся через кузов и отдающие в руль;
- сильный нагрев тормозного диска;
- увеличившийся люфт колеса.
Одна из причин проблем – износ, утечка смазки из подшипника вследствие повреждения сальника. Основная причина ускоренного износа подшипников – плохое состояние дорог. Естественному износу подвержены именно подшипники. Ресурс же самих ступиц теоретически равен сроку службы автомобиля, но возможны их поломки:
- ступица может деформироваться вследствие сильного удара при столкновениях или когда машина на большой скорости въезжает в крупную выбоину, яму;
- в процессе замены колеса, ремонта ходовой часто срывают резьбу ступицы, прилагая чрезмерные усилия при закручивании болтов;
- к искривлению ступицы может привести и низкоквалифицированный ремонт с неправильной запрессовкой подшипника.
Ремонт или замена, новые или б/у?
Наиболее распространенный вид ремонта ступицы – замена подшипника. Проблема в том, что подшипники передних ступиц меняются только в сборе со ступицей, а у многих современных иномарок это правило распространяется и на задние подшипники. В ряде моделей подшипник задней ступицы можно поменять отдельно, если сама ступица в хорошем состоянии, но для его демонтажа и обратной установки необходим специальный пресс. Сбивая подшипник с помощью молотка, легко повредить посадочное место. В автомобилях с ABS неразборные ступицы вообще не подлежат ремонту.
Так что владельцы иномарок чаще всего вынуждены не ремонтировать, а менять поврежденную ступицу. И тут возникает вопрос, можно ли использовать для замены б/у детали. Некоторые источники категорически утверждают, что детали, от которых зависит безопасность движения, должны заменяться только на новые. Основной довод против колесных ступиц б/у – они меняется в сборе, с подшипником. Подшипники же часто имеют неразборную конструкцию, поэтому очень велик риск приобрести подшипник с такой же степенью износа, что и «родной».
Но у новых ступиц к иномаркам есть свои минусы:
- довольно высокая цена, особенно с учетом многочисленных торговых накруток;
- сомнительное качество – очень часто под видом брендовых деталей продают фальсификат, изготовленный в Китае.
Многие именитые производители ступиц и ступичных подшипников выпускают их исключительно для конвейерной сборки, в магазины запчастей эта продукция просто не поступает. Помимо производителей, на рынке представлено много так называемых упаковщиков (реализуют продукцию сторонних производителей под своей торговой маркой). Есть «упаковщики», работающие с продукцией только одного бренда, но большинство фасует в свою фирменную упаковку детали самых разных производителей, так что их покупка сродни лотерее.
Что касается б/у ступиц, принципиально важно их происхождение. Детали, которые продают с рук сами автовладельцы, а также узлы с российских авторазборок использовать, разумеется, не стоит. Едва ли их состояние можно оценить хотя бы как удовлетворительное. Совсем другое дело – контрактные ступицы, у них есть ряд преимуществ:
- это гарантированно оригинальные узлы, те самые, которые установил на автомобиль производитель;
- в большинстве случаев они сняты с автомобилей с незначительным пробегом, поэтому ресурс ступиц выработан всего на 20-30 %, что вполне допустимо для деталей ходовой;
- иномарка, с которой их сняли, «бегала» только по зарубежным дорогам, без ям и колдобин, то есть износ подшипников значительно меньше, чем при аналогичном пробеге по дорогам России, да и риск деформации самой ступицы тоже минимален;
- наконец, они дешевле новых деталей в среднем на 60-70 %.
Как правильно выбрать ступицы б/у
Конечно, покупка б/у узлов, подверженных износу, – это риск. Поэтому контрактные ступицы нужно приобретать только у надежных поставщиков и обязательно проверять сопроводительную документацию. Иногда под видом контрактных продают детали с российского рынка вторичных запчастей, а это совсем другое качество и уровень износа.
При выборе по каталогу обязательно нужно обращать внимание на все характеристики ступицы. В частности, на примечание, предназначена она для моделей с ABS или без нее.
У серьезных поставщиков в каталоге есть реальные фотографии всех запчастей, но проблема в том, что по внешнему виду ступицы в сборе определить степень износа подшипника невозможно. Поэтому качество ступиц нужно тестировать непосредственно перед покупкой:
- осмотреть узел, убедиться в отсутствии деформаций, сорванной резьбы, протечек смазки из подшипника;
- прокрутить и прислушаться – не должно появляться посторонних шумов, дребезжания;
- оценить ощущения от прокручивания – движение должно быть равномерным, без заклинивания;
- оценить примыкание деталей – наружная обойма должна прочно удерживаться, подшипник не должен быть разболтанным, с прослабленным посадочным гнездом.
Если ремонт ступицы невозможен, стоит задуматься о приобретении контрактного узла. Высокая цена новых запчастей еще не является гарантией качества, а дешевые подделки служат недолго. Для ряда японских иномарок автомобили-«доноры» вообще являются единственным источником оригинальных ступиц, в продаже на первичном рынке представлены только аналоги. Продукция некоторых японских производителей, например NTN, практически не попадает на российский рынок. Компания JapZap осуществляет поставки с авторазборок Японии контрактных запчастей к японским иномаркам, в том числе оригинальных ступиц. Москвичи могут лично проверить качество деталей при самовывозе со склада, а жители других регионов – провести проверку после доставки.
- Комментарии
- Вконтакте