Обзор АКПП Toyota, преимущества контрактных узлов
Марка
Модель
Кузов
Двигатель
Запчасть

Маркировка моделей и типовые поломки АКПП Toyota

Классические 3-4 ступенчатые АКПП, которые устанавливались на Toyota еще в прошлом веке, считаются неубиваемыми, некоторые автоматы 80-х годов выпуска исправно служат до сих пор. Новые поколения с увеличенным числом передач в силу сложности конструкции более подвержены поломкам. Какой бы надежной ни была АКПП, наступает момент, когда она нуждается в ремонте или даже замене. Когда можно обойтись ремонтом, а когда рентабельнее замена? И чем лучше заменить вышедший из строя узел?

Особенности АКПП Toyota

Автоматические коробки переключения передач Toyota стала использовать в начале 70-х. Сейчас количество моделей АКПП, которые за эти годы устанавливали на автомобилях данной марки, приближается к сотне. Расписывать особенности каждой долго, поэтому разберемся с названиями моделей, в них содержится основная информация о характеристиках АКПП.

Оригинальные АККП для Toyota в обиходе иногда называют айсиновскими – их создает компания Aisin-Warner. Существует две серии АКПП:

Маркировка самых первых узлов серии А состоит из двух цифр, означающих поколение и номер модели в поколении. Это двух- (А10 и А20), трех- и четырехступенчатые АКПП. В серии Ахх вышло 18 моделей, после чего была введена маркировка с тремя цифрами после буквы А (в последних поколениях первую цифру заменяют буквы А или В). Первая цифра означает поколение, последняя – модель, а средняя – количество передач. Этот же принцип применим к серии U, но здесь следом за U3хх сразу идет U6хх, и есть линейки UAхх (восьмиступенчатые для V6 двигателей с высоким крутящим моментом) и UP3хх (бесступенчатые).

Серии А1хх, А2хх предназначены для переднеприводных автомобилей с передней установкой мотора (FF), последующие – для заднеприводных с передним мотором (FR). Пятиступенчатые АКПП впервые появились в поколении А3хх, шестиступенчатые – в А7хх, а поколение ААхх – это восьмиступенчатые автоматы.

Коробка передач AA80E (Aisin TL-80SN), разработанная в 2004 г. и в 2007 г. установленная на Lexus LS460, стала первой в мире восьмиступенчатой АКПП. Благодаря уменьшению размера деталей и количества компонентов гидравлического контура она сопоставима по габаритам с шестиступенчатой трансмиссией, которая использовалась в Lexus LS 430. Скорость переключения передач – 100 миллисекунд, так что оно происходит без толчков, практически как в вариаторах. В сравнении с предыдущей версией, на 10 % был увеличен диапазон передаточных чисел.

После цифр могут идти буквы:

В серии U буква E в конце названия модели означает, что она подходит для переднеприводных, а F – для полноприводных авто.

Признаки поломок АКПП

Трансмиссии с электронным управлением подключены к системе компьютерной самодиагностики, некоторые коды могут указывать на неисправность АКПП. Существует ряд тревожных признаков, которые и без компьютера заставляют заподозрить поломку:

Взгляд на АКПП изнутри поможет разобраться в причинах ее поломок:

Причины проблем в работе

Неполадки в работе АКПП могут быть связаны с разнообразными причинами, от износа уплотнительных прокладок и засорения фильтров до разрушения металлических деталей планетарной передачи. Мелкая поломка — износ расходников — может вызвать цепную реакцию:

  1. Резиновые и тефлоновые уплотнители, сальники гидротрансформатора подвержены естественному износу.
  2. Это приводит к протечкам масла и его загрязнению продуктами износа.
  3. Фильтры засоряются, не справляются с нагрузкой, масло становится еще грязнее.
  4. Корень многих бед АКПП — в «масляном голодании». От недостатка масла изнашиваются и горят фрикционные диски муфт сцепления, манжеты поршня муфты.
  5. Износ и проскальзывание фрикционов провоцирует ряд новых проблем - перегрев соседних деталей, дальнейшее загрязнение масла, ускоренный износ насоса. Перегретая ступица гидротрансформатора спекается с втулкой.
  6. Грязное, горелое, вязкое масло забивает клапаны гидроблока, вызывает залипание золотников и соленоидов. В результате переключение передач сопровождается толчками и ударами.
Из-за недостатка масла сгорает не только пища, но и фрикционы в АКПП
Из-за недостатка масла сгорает не только пища, но и фрикционы в АКПП

Опасен перегрев масла, связанный с засорением радиатора АКПП, повреждением соединительных трубок, по которым циркулирует хладагент. В моделях с электронным управлением система вовремя замечает повышение температуры масла и не допускает его закипания. А при отсутствии умной электроники это довольно распространенная проблема.

Не все проблемы АКПП являются следствием утечек, перегрева и несвоевременной замены загрязненного масла. Так, тормозная лента, блокирующая отдельные шестерни, подвержена интенсивному естественному износу. Если ее не отрегулировать, нарушается переключение передач. В современных моделях вместо тормозной ленты используется пакет торможения из фрикционных дисков.

В каждой модели АКПП свои слабые места, их называют «родовыми и детскими болезнями». Такие неисправности проявляются даже при бережной эксплуатации и своевременном профилактическом обслуживании. Например, в U660E слабое стопорное кольцо при нагрузках протачивается. В результате возникает люфт и вибрация главного подшипника корпуса. Вибрации передаются на соседние узлы и вызывают их ускоренное разрушение, страдают детали планетарной передачи. Если возникает люфт наружной шестерни, ее острый стальной край может пробить тонкий алюминиевый корпус.

Ремонтировать или менять?

Если контролировать уровень и качество масла, по мере необходимости менять его, в также обновлять фильтры и детали, которые быстро изнашиваются, можно долгое время обходиться без масштабного ремонта.

Чаще всего в замене нуждаются сальники, прокладки, фрикционные и стальные диски, накладки блокировки муфты, втулки насоса. Во многих моделях подлежит замене задняя крышка (к расходникам она не относится, но изнашивается интенсивно). Если проблемы связаны с обрывом проводки или окислением контакта, их устранение обойдется недорого, значительно дороже диагностика – ведь придется проверить множество проводов и клемм. Но такие поломки не относятся к фатальным. Ряд проблем удается решить путем замены датчиков.

Более масштабные виды ремонта – замена блока соленоидов (требуется при поломке гидравлической плиты) или гидроблока целиком. Электронный блок управления иногда пытаются отремонтировать, но это редко получается, так что замена надежнее. При масштабных повреждениях АКПП нужно полностью перебирать, чистить и промывать загрязненные узлы, осуществлять дефектовку деталей и заменять поврежденные, сильно изношенные.

Иногда АКПП рентабельнее заменить, чем пытаться реанимировать
Иногда АКПП рентабельнее заменить, чем пытаться реанимировать

Решение о замене АКПП владелец обычно принимает после того, как мастер в сервисном центре озвучивает стоимость капитального ремонта или выносит приговор: «Восстановлению не подлежит». Компьютерная диагностика позволяет установить причину неполадок и определить ориентировочную стоимость ремонта. Детальная диагностика с определением масштаба проблем требует демонтажа и разбора АКПП. Если машина долгое время ездила на горелом масле, то больше половины узлов изношено и рентабельнее заменить АКПП целиком.

Контрактная АКПП – бюджетное решение

АКПП – один из самых дорогих узлов автомобиля, и не всякий бюджет выдержит покупку новой коробки передач. Покупать б/у АКПП, снятую с авто, который эксплуатировался в России, значит, менять шило на мыло. Такой узел обойдется намного дешевле, но качество никто не гарантирует. Вполне возможно, что коробка уже дорабатывает свой ресурс. При покупке контрактной АКПП из Японии шансы установить на автомобиль работоспособный агрегат со значительным ресурсом куда выше.

Японцы бережно относятся к своим авто, регулярно меняют масло и расходники, не пытаются заменить фирменное масло дешевыми аналогами сомнительного качества. Айсиновские АКПП — качественные и надежные узлы, поломки их чаще связаны с нарушением правил эксплуатации, а не с недостатками конструкции. Так что состояние АКПП для Toyota Altezza, Celica, Corolla и других моделей с разборок Японии зачастую можно оценить на твердую четверку. А цена ощутимо ниже новых автоматов аналогичной модификации.

В основном в Японии сдают на утилизацию авто в хорошем состоянии, поскольку содержание автомобиля с пробегом с каждым годом обходится владельцу дороже. Но иногда на разборки попадают аварийные авто. Иные дельцы под видом контрактных продают обычные б/у АКПП, которые эксплуатировались в России, порой с криминальным происхождением. Еще один момент: перед тем, как попасть с японской авторазборки к автовладельцу, деталь может пройти через цепочку посредников, цена при этом обрастет накрутками. Поэтому нужно внимательно выбирать поставщиков контрактных запчастей.

Приобретать контрактные АКПП в компании JapZap выгодно и безопасно:

Если АКПП нуждается в капитальном ремонте, сравните его стоимость с ценой контрактного узла из Японии и примите правильное решение.

F B G O

Наверх